В Антарктиде началось сооружение дороги к Южному полюсу протяженностью 1600 километров. Это один из самых сложных дорожных проектов в мировой истории. В случае успеха тракторы смогут стать надежным и эффективным видом транспорта для доставки топлива и продовольствия на Южный полюс. Предполагается, что по этой дороге в дальнейшем будет осуществляться связь между полярной станцией "Макмердо" на побережье Антарктиды, и станцией "Амундсен-Скотт", расположенной на Южном полюсе. Сейчас для этого используются специальные самолеты. Этот маршрут станет первой постоянной трассой с начала осуществления американской антарктической программы в 1968 году, хотя российские полярники регулярно снабжают станцию "Восток" при помощи тракторных поездов.
Рекогносцировка выяснила, отмечает BBC, что первый участок длиной в 48 километров является сравнительно простым, но потом надо преодолеть ледяные расселины. Пояс опасных расселин образовался, так как ледник Росса движется быстрее ледника Макмердо. Одна оконечность льда между ними задерживается, а другая вытягивается вперед, в результате чего образуются расселины.
Снег, закладываемый в расселины, самопроизвольно уплотняется и в результате создается твердая надежная поверхность, которую разравнивают бульдозером. Зона разломов сдвигается на север со скоростью 1 метр в сутки. В результате через год трассу придется переносить на значительное расстояние. Трасса будет размечена флагами по всей зоне разломов и тем самым образуется как бы координационная сетка.
До начала антарктической зимы было построено примерно 140 километров дороги. Если все пойдет хорошо, в 2004-05 годах груженый караван пройдет по всей трассе до Южного полюса и обратно и покажет, что подобное возможно.
Считается, что караван тракторов с гружеными прицепами потратит меньше горючего на доставку необходимого на Южный полюс, чем самолеты. Правда, на это потребуется больше времени - 30 дней вместо 6 часов. Кроме этого, появится возможность доставлять более крупное оборудование, чем то, которое может взять на борт самолет. Это позволит начать новый этап исследований на Южном полюсе.



