партнеры
Среда 21 августа
Лента новостей
партнеры
Общество

В Госдуме широко обсудили качество российского образования

Фото: duma.gov.ru
Обеспеченность школ учителями, меры социальной поддержки педагогов, снижение бюрократической нагрузки – эти и многие другие темы обсуждали в рамках больших парламентских слушаний в Госдуме. В нижней палате собрались учителя из разных уголков страны. Вместе с министром просвещения Ольгой Васильевой, главой Рособрнадзора Сергеем Кравцовым и депутатами Госдумы они обсудили совершенствование отечественной системы образования. 
прочитано 2893 раза

ПО ТЕМЕ

Повысить качество образования

В больших парламентских слушаниях приняли участие учителя, эксперты, представители общественный организаций и региональных органов власти. Всего – около 700 человек, в том числе педагоги. Зал пленарных заседаний нижней палаты не смог вместить всех желающих, отметил спикер Госдумы Вячеслав Володин. "Поэтому в Малом зале на прямой связи с нами еще находятся наши коллеги", – отметил председатель нижней палаты.

Первой с докладом выступила министр просвещения России Ольга Васильева. Она напомнила, что национальный проект "Образование", на реализацию которого запланировано почти 800 миллиардов рублей, предполагает вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитанию гармоничной личности.

Это возможно достичь путем повышения качества образовательного процесса, уверена министр. "Без духовного проводника, которым является учитель, у нас ничего не получится", – подчеркнула руководитель ведомства.

Ольга Васильева. Фото: duma.gov.ru

Уход от бюрократической волокиты

По ее мнению, необходимо снижать количество отчетной работы для учителей. Забюрократизированность – одна из основных проблем современной отечественной школы, указала Васильева. "Множественные инстанции, социальные службы, налоговые, МЧС с настоятельными рекомендациями проводить определенные мероприятия все с требованием обязательных отчетов", – отметила она.

Вместо огромной массы документов в школе должны остаться только четыре, уверена Васильева: рабочая программа по предмету, календарно-тематическое планирование, электронный журнал и электронный дневник. Глава Министерства просвещения рассказала, что в этом году в рамках развития цифровой образовательный среды подготовлен перечень документов, вносимый только один раз.

С предложениями по дебюрократизации выступил зампред комитета по образованию Олег Смолин. По данным комитета, каждая школа заполняет в год более 300 отчетов по 12 тысячам показателей. Необходимо, чтобы у школ было не больше одной проверки в год, уверен парламентарий.  

Фото: duma.gov.ru

Кадры решают все

Затронула Васильева и проблему кадрового обеспечения российских школ. Министр посетовала, что в профессию после вузов идут мало выпускников.

В настоящее время почти 40% учителей в общеобразовательных учреждениях – старше 50 лет, подчеркнула глава ведомства. "Молодые учителя просто боятся идти в школу", – посетовала она.

В чем причина нехватки молодых кадров в школах? По словам Васильевой, начинающих учителей, помимо прочего, отпугивает большое количество отчетности. Нехватка практики также влияет на решение молодого педагога, предположила министр. Она напомнила, что из всего курса обучения на практику уделяется только 50 часов. "Конечно, это недопустимо и с этим нужно что‑то делать", – сказала глава Министерства просвещения.  

Нехватка кадров приводит к тому, что учителя читают предметы не по своему профилю. В сельских школах таких педагогов – 21,5%, в городах – 12,8%. В большинстве случаев это приводит к снижению качества образования, посетовала Васильева. 

Фото: duma.gov.ru

Неопределенность с зарплатой

Другая причина сложившейся ситуации кроется в неопределенности с зарплатой, отметила Васильева. Так, в рамках парламентских слушаний учитель истории и обществознания из Омска Степан Кошкарев рассказал, что работает в школе с 2015 года. В первый год его нагрузка была 27 учебных часов плюс пять на домашнее обучение, а зарплата составляла 19500 рублей.

На второй год нагрузка снизилась, упала и заработная плата – до 12500 рублей. После этого, признался мужчина, он принял решение уйти из школы.

По его словам, оклад учителя в Омской области – 8543 рубля. Педагоги пытаются набрать дополнительные часы, чтобы получить зарплату больше. Это приводит к эмоциональному выгоранию и проблемам со здоровьем, рассказал Кошкарев.

Васильева напомнила, что зарплата у педагогов должна доходить до 100% по региону. Однако указ президента на эту тему выполняется далеко не везде, посетовала министр. Одна из причин – нехватка региональных финансов.

Особенно остро проблема с оплатой труда стоит в малокомплектных школах с количеством учащихся до ста человек.  Вячеслав Володин призвал Министерство просвещения определить концепцию помощи таким образовательным учреждениям, которую депутаты будут обсуждать при принятии бюджета на следующий год.

Задача обеспечения малокомплектных школ всем необходимым не должна ложиться исключительно на плечи регионов, отметил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он подчеркнул, что финансовые возможности у субъектов Федерации разные. 

Вячеслав Володин. Фото: duma.gov.ru

Председатель нижней палаты напомнил, что в России 13 регионов-доноров, которые могут самостоятельно обеспечить малокомплектные школы. Остальные субъекты получают поддержку из федерального бюджета. "Получится, что расходы на малокомплектные школы Минфин будет относить к нецелевым", – указал спикер Госдумы.

В соответствии с поручениями президента было бы правильно подготовить нормативную базу, которую необходимо принять на уровне правительства, сказал Володин. "Тогда будут единые подходы, и, что самое главное, дети и малокомплектные школы, в которых эти дети учатся, не пострадают", – уверен парламентарий.

Обеспечить школы горячим питанием

В ходе выступления министра представители учительского сообщества задали ей ряд вопросов. Они подняли тему зарплат в школах, развития цифрового образования, обеспечения школ горячим питанием.

Фото: duma.gov.ru

Как минимум, полноценное, сбалансированное горячее питание должно быть обеспечено в начальной школе, подчеркнул Вячеслав Володин. Соответствующий законопроект подготовлен руководителями думский фракций, он находится на изучении в правительстве, уточнил парламентарий.

В свою очередь зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин озвучил предложение о разработке специального общероссийского проекта по укреплению здоровья подрастающего поколения. "Мы активно поддерживаем активно предложение по законопроекту о горячем питании для наших школьников. Здесь решающую роль должен сыграть федеральный бюджет", – сказал законодатель.

Место для дискуссий

Проведение парламентских слушаний по обсуждению наиболее важных и актуальных проблем стало одной из "фишек" в работе Госдумы седьмого созыва. 

В ходе сегодняшнего мероприятия глава Рособрнадзора Сергей Кравцов предложил отдельно провести слушания по воспитательной работе. Возглавляемое им ведомство почти каждый месяц получает от детского омбудсмена Анны Кузнецовой письма с просьбой проверить воспитательную работу в общеобразовательных учреждениях. "Зачастую эта работа проводится формально", – констатировал чиновник. 

В них принимают участие не только депутаты, но и члены правительства, а также все заинтересованные лица, в том числе простые граждане. Нижняя палата широко обсуждала вопросы реновации ветхого жилья, помощи обманутым дольщикам, развития цифровой экономики, диверсификации оборонно-промышленного комплекса и прочее.

комментарии

Ответить:

ИЛИ ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТЬ

Гость
Дети тонут в потоке негативной и агрессивной информации (музыка, кино, компьютерные игры и т.д., а из школьной программы убрали предмет МХК.
Что касается рабочих программ, то они превратились в документ объемом в толстую, увесистую папку. На подготовку таких программ уходит большая часть отпуска сентябрь.
Гость
Вопрос о количестве заполняемых отчетов поставлен правильно. НО! В образовательном учреждении за ВСЕ отвечает руководитель, который и командует своими подчиненными. В том числе и планами, и формами, и отчетами. Школа "должна" всем и вся. Кто только не присылает "указивки". А что касается воспитательной работы, то могу сказать, что общее количество проводимых мероприятий в учебном (и каникулярном, в том числе, и особенно в нем) никто не считал. А зря! В году 365 дней, а мероприятий может быть в 3-4 раза больше. Какое тут качество!? Но отчет должен быть. Иначе..... Вот и получается - ПРОВЕДЕНО, но формально. Есть о чем задуматься нашему уважаемому министерству.
1