партнеры
Четверг 23 ноября
Лента новостей
партнеры
Экономика

Инвесторы бегут из Молдавии

Фото: GLOBAL LOOK press
Иностранные инвестиции в экономику Молдовы по итогам января-февраля 2015 года снизились на 6,9%, говорится в исследовании Национального института экономики (НИЭ) "Тенденции в экономике Молдовы". Основные факторы, которые отпугивают инвесторов – отсутствие стимулов для деятельности, тревожная обстановка в регионе и ситуация в банковском секторе, который сотрясают скандалы.
прочитано 2205 раз

По словам директора института Александра Стратана, рекордным для Молдовы был 2008 год, когда объем прямых иностранных инвестиций в национальную экономику составил 715 миллионов долларов. Однако уровень зарубежных капиталовложений год от года сокращался. К примеру, в 2012-м приток инвестиций дошел до драматических 160 миллионов долларов.

ПО ТЕМЕ

Молдова становится все менее привлекательной для иностранных инвесторов, что заметно тормозит развитие ее экономики. Прогнозы неутешительны: эксперты предрекают стране в 2015 году экономический спад на 1-2%.

Одна из причин – сокращение притока иностранных инвестиций. У этого явления есть объективные внутренние и внешние причины. Наиболее очевидные из них – затянувшийся период политической неопределенности в Молдове и экономический спад в государствах, являющихся ее основными торгово-экономическими партнерами. Не повышает инвестиционной привлекательности Молдовы и соседство с нестабильной Украиной.

Однако существует мощный субъективный фактор, о котором не принято упоминать в официальных отчетах и докладах экспертных организаций и международных финансовых институтов: отношение самого государства к инвесторам. Потенциальные инвесторы попросту опасаются вкладывать деньги в Молдову, поскольку у них нет ни малейшей уверенности не только в гарантированной прибыли, но и в сохранности инвестиций.

С этой точки зрения наиболее показательной является скандальная ситуация вокруг крупнейшего банка страны – Banca de Economii (БЕМ). Вокруг кредитного учреждения бушуют политические страсти, не имеющие ничего общего с его подлинными проблемами. Этот пример ярко демонстрирует, как государство, пользуясь специфическими рычагами, "кидает" иностранных инвесторов на их же деньги.

Подобные истории в специфической среде инвесторов разлетаются со скоростью молнии. После этого правительство может разработать хоть десять программ по привлечению инвестиций, но не дождется ни цента иностранных капиталовложений. Мало кто захочет рисковать деньгами, вкладывая их в экономику страны, где происходят подобные вещи.

Молдавское государство изначально не было добропорядочным продавцом акций Banca de Economii и искажало информацию о его реальном финансовом положении. Было известно, что в БЕМ существует "дыра", формировавшаяся на протяжении 20 лет. Специальная парламентская комиссия, которая изучала в 2013 году ситуацию в кризисном банке, установила, что ее размер составляет 1,3 миллиарда леев (около 100 миллионов долларов).

Парламентская комиссия не является компетентным – надзорным, регулирующим или следственным органом. В ее состав входили не специалисты-финансисты, а политики, мотивированные партийными интересами. Одни представляли предыдущую власть, другие – власть актуальную. И те, и другие приложили руку к тому, что БЕМ оказался на пороге банкротства. Ни те, ни другие не были заинтересованы в том, чтобы на примере этого банка для общественности стали очевидными проблемы и провалы их правления.

Известно, что целый ряд невозвращенных или проблемных кредитов на огромные суммы денег были выделены государственным структурам или компаниям, за которыми стояли высокопоставленные государственные чиновники. Тяжким бременем на БЕМ легло чисто политическое, принятое перед выборами 2009 года решение о передаче гарантий по депозитам обанкротившегося Инвестприватбанка.

Решения комиссии стали плодом компромисса между различными политическими группировками и не претендовали на роль истины в последней инстанции. Тем не менее 1,3 миллиарда леев в качестве размера "дыры" в БЕМ, "обнаруженные" парламентской комиссией, но не подтвержденные ни одним из компетентных органов, стали единственной официальной цифрой. Именно на них ориентировались инвесторы.

Парламентская комиссия предложила правительству на выбор несколько вариантов оздоровления финансовой ситуации БЕМ. Один из них – передача контрольного пакета акций частным инвесторам. Именно по этому пути пошло правительство. В августе 2013 года была проведена дополнительная эмиссия акций БЕМ, в результате которой контрольный пакет акций перешел к частным инвесторам.

Очень быстро инвесторы поняли, что "дыра" в БЕМ в несколько раз больше официально озвученных 1,3 миллиарда леев. По некоторым данным, которые приводились в молдавской и международной прессе, речь шла о восьми-десяти миллиардах. По курсу на тот момент – почти один миллиард долларов.

Иными словами, инвесторы, которых правительство призвало к спасению банка, были введены в заблуждение. Государство продало им куда более проблемный банк, чем говорилось. Фактически инвесторы, ориентировались на данные парламентской комиссии и отчет Министерства финансов, получили обанкроченное предыдущим владельцем, коим являлось государство, финансовое учреждение.

Несколько слов об инвесторах Banca de Economii, ставших в результате проведенной правительством Молдовы дополнительной эмиссии акций на сумму 80,55 миллиона леев (на тот момент 6,3 миллиона долларов) собственниками 33,73% акции банка. Это – контрольный пакет. Государство сохранило за собой пакет блокирующий – 33,38%. Контроль над БЕМ перешел к Sisteme Informationale Integrate, зарегистрированной в России. Эта компания являлась акционером БЕМ с 2002 года, и ее репутация была безупречной.

Помимо 80,55 миллиона леев, выплаченных государству за акции из дополнительной эмиссии, инвестор обязался предоставить БEM кредит на сумму не менее 600 миллионов леев, а также выкупить проблемные активы банка на сумму 300 миллионов леев. Позднее глава Нацбанка Молдовы Дорин Дрэгуцану подтвердил, что в сентябре 2013 года компания предоставила БEM кредит в размере 50 миллионов долларов (644 миллиона леев) на шесть лет под три процента годовых. Инвестор свои обязательства перед государством выполнил.

Менее чем через год Sisteme Informationale Integrate продала часть своих акций в БEM "дочке" российского Внешэкономбанка – компании "ВЭБ Капитал" за 50 миллионов леев. По состоянию на конец ноября 2014 года доля "ВЭБ Капитала" в Banca de Economii составляла 25%, а у Sisteme Informationale Integrate было 9%. В результате этой сделки акционером БЕМ стал крупный российский инвестор. Это вызвало политический скандал в Кишиневе. Сразу несколько ультраправых политиков заявили, что появление российского инвестора в Banca de Economii не что иное, как "экспансия Кремля" и "захват Путиным банковской системы Молдовы".

За три дня до очередных парламентских выборов, 27 ноября 2014 года произошел беспрецедентный случай в судебной и банковской практике. Государство, по сути, совершило рейдерский захват БЕМ, отобрав контроль над ним у частных инвесторов. По формальному иску акционеров, владеющих смехотворными 0,01% акций БЕМ, Высшая судебная палата отменила решение правительства о дополнительной эмиссии акций, вернув контроль над БЕМ государству. Национальный банк назначил спецуправляющего. Отношения с иностранными инвесторами, понесшими финансовые и репутационные потери, правительство Молдовы не урегулировало до сих пор.

Таким образом, инвесторам сначала продали обанкротившийся банк, а после того как ими были приняты чрезвычайные меры по его удержанию на плаву и сохранению лицензии, попросту отобрали его. Молдова окончательно превратилась в зону рискованных инвестиций. Драматическое снижение инвестиций в молдавскую экономику – прямое следствие подобной политики государства.

комментарии