В следующем году ожидается замена подвижного состава маршруток
Немецкий концерн Volkswagen (VW) намерен вытеснить российские "Газели" с "маршруточного" рынка. Специально для России немцы разработали пассажирские микроавтобусы. По заверениям производителей, их авто хоть и дороже российских, но служат дольше, быстрее окупаются и гораздо удобнее. Аналитики считают, что если маршруточникам понравятся новые VW, то уже в следующем году они могут занять 15% московского рынка перевозок. Тем самым, и без того неблестящее финансовое положение ГАЗа ухудшится еще сильнее.
Именно "Газели" вытянули в середине 90-х годов Горьковский автозавод из финансвой ямы. К настоящему моменту ГАЗ довел производство микроавтобусов до 30 тысяч штук в год и практически единолично контролирует этот сегмент российского авторынка.
Однако, как сегодня пишет "Газета", последовавшая в последние годы череда автокатастроф "Газелей" заставила усомниться в безопасности горьковских микроавтобусов. В одном только Татарстане за этот год было три крупных аварии "Газелей", в результате которых погибли почти 30 человек. Одной из причин является использование старой техники. "Газель", по словам водителей маршруток, хороша только в первые два года, затем они начинают "сыпаться". Автомеханики считают, что ремонтировать эти микроавтобусы не имеет смысла, так как это делает использование дешевой маршрутки нерентабельным. В результате десятки тысяч сильно поношенных "Газелей" продолжают возить пассажиров.
Первым нарушить монополию "Газелей" на московском рынке пассажирских перевозок решился концерн Volkswagen. Как рассказал "Газете" менеджер по маркетингу коммерческих автомобилей ООО "Фольксваген Групп Рус" Виктор Сурков, в следующем году в Москву планируется поставить 300 малых автобусов под маркой VW, что составляет, по экспертным оценкам, примерно 15% московского рынка малых автобусов. Основной упор Volkswagen сделал на безопасности. Конструкция кузова модели такси Volkswagen LT способна поглощать большую часть энергии в случае столкновения, при этом салон остается почти недеформированным. Вся отделка автомобиля выполнена из безосколочных материалов. Кроме того, VW обещает создать тот же уровень комфорта пассажирских микроавтобусов, который традиционно свойственен немецким авто.
Немцы уже подписали соглашение на поставку своих машин с одним из крупнейших московских перевозчиков. Пресс-секретарь компании "Автолайн" Екатерина Герасимова говорит, что до конца года на маршрутах "Автолайна" появится около 30 таких машин (сейчас в парке маршруток "Автолайна" находится 1700 "Газелей"). Их стоимость в базовой комплектации - $45 тысяч. Для сравнения - цена "Газели" ниже в 5 раз и составляет примерно $9 тысяч. Но, несмотря на это, в "Автолайне" уверены, что эксплуатация немецких машин выгоднее: окупаемость Volkswagen LT 46 должна произойти за 3 года. Окупаемость "Газели" - 2,5 года. При этом срок эксплуатации "Газели" в "Автолайне" не превышает 3,5 года, тогда как Volkswagen рассчитывают использовать в течение 7 лет. Одним из преимуществ Volkswagen является большее количество посадочных мест - 19 против 13 у "Газели". Правда, на ГАЗе это считают скорее недостатком. "Длина "Газели" 5,5 метра, Volkswagen будет как минимум на полметра длиннее, - полагает пресс-секретарь ГАЗа Олег Гамов. - А в условиях такого густонаселенного мегаполиса, как Москва, - это серьезный недостаток".
Независимые аналитики не сомневаются, что крупнейшие московские перевозчики скорее всего перейдут с "Газелей" на VW. По мнению эксперта компании "Тройка Диалог" Гайрата Салимова, конкуренция на рынке микроавтобусов в России еще впереди, и у иностранных производителей есть неплохие шансы побороться за этот сегмент. "По мере роста платежеспособности отечественных потребителей спрос на более дорогие и качественные маршрутки и такси неизбежно будет расти", - полагает он. А это может серьезно ударить по финансовой состоятельности горьковского автогиганта, нынешнее состояние которого оставляет желать лучшего. Буквально вчера менеджмент завода обнародовал свои показатели по итогам девяти месяцев. Как пишут "Ведомости", чистая прибыль упала в четыре раза, по сравнению с прошлым годом. При этом завод не снижал производства. Правда, на самом ГАЗе уверены, что ничего страшного нет: просто в третьем квартале завод осуществил значительные выплаты по отсроченным налоговым платежам. Главное – что не падает объем продаж, а значит, завод наверстает упущенное. Но теперь, с приходом VW никто не может утверждать, останутся ли продажи ГАЗа на этом уровне?